Логотип Dimplex

http://geowatt.kz

Республика Казахстан

г.Алматы

ул.Макатаева, 97, оф.2

Закажите установку теплового насоса:

тел: +7 727 279 14 39

факс: +7 727 279 14 39

e-mail: info@geowatt.kz

© 2009-2014, TOO “GeoWatt”

Конкуренция на рынке

В Германии свыше 50 различных компаний предлагают тепловые насосы. На рынке тепловых насосов представлены как компании традиционного отопительного рынка так и компании работающие на рынке электрооборудования. Большинство предприятий раcположенных на территории Германии начинали  на рынке вентиляции и с продаж газовых и жидкотопливных котлов  (например, August Brötje, Buderus, Junkers, MHG, Roth Werke, Vaillant, Viessman, Weishaupt, Wolf Heiztechnik). Stiebel Eltron, один из крупных производителей, начали с выпуска электрических отопительных радиаторов. Другой пример аналогичного начинания шведская компания NIBE.  ELCO - швейцарская компания, работающая на рынке традиционного отопления. Много компаний, которые специализируются исключительно на тепловых насосах, находятся либо на территории Германии (Glen Dimplex, Alpha Innotec, Waterkotte), либо в немецко-говорящих странах (в Австрии: Heliotherm, IDM, Ochsner).  Кроме того, некоторые компании, изначально поставляющие компоненты тепловых насосов,  расширили свое присутствие на рынке тепловых насосов (геотермальные коллекторы: IWS, Rehau; компрессоры: Sanyo). Также есть примеры компаний рынка гелиотехники, которые выпустили свой скромный ряд тепловых насосов (например, Solvis).  Со стремительным ростом популярности воздушных тепловых насосов в последние несколько лет, азиатские производители приобрели значимость на немецком рынке (например, Daikin, Fujitsu General, LG, Mitsubishi Electric, Panasonic, ROTEX, Sanyo).  В дополнение к этим крупным производителям несколько средних или малых компаний производят тепловые насосы на заказ для удовлетворения особенных требований потребителей (например, BARTL, Voß, ITEC, TRANE, Smartheat).

Устойчивый рост продаж с 1990 года

Диаграммы продаж тепловых насосов неуклонно растут с 1990 года.  За последние два десятилетия количество проданных тепловых насосов увеличилось в 100 раз (стократное увеличение). Но в 2009 и 2010 году количество продаж сократилось на 10% в каждом. Причиной чего, можно предположить,  был мировой экономический кризис и одновременное прекращение действия политики Государственных дотаций в Германии. Экономический кризис, с одной стороны,  привел к падению цен на нефть и газ, что уменьшило привлекательность альтернативных отопительных систем таких как тепловые насосы. С другой стороны, сокращение бюджета немецкого правительства привело к закрытию в 2010 году основной стимулирующей программы  на два месяца. Это привело к тому, что потенциальные покупатели заняли выжидательную позицию.  Тем не менее с продажей 57000 тепловых насосов диаграммы продаж в 2011 году соответствовали уровню 2008 года.

Рынок тепловых насосов Германии, на наш взгляд, самый развитый и с самой большой и острой конкуренцией. Пожалуй, здесь представлено наибольшее количество производителей тепловых насосов со всего мира. После экономического кризиса рынок получил свое новое развитие, с нюансами которого нас и знакомит в своей статье специалист Германской теплонасосной ассоциации Грегор Дилгер (Gregor Dilger). Статья была опубликована в №2/2012 информационного бюллетеня Центра тепловых насосов (Heat Pump Centre — HPC) Международного энергетического агентства (International Energy Agency — IEA). С оригиналом можно ознакомиться на сайте Центра www.heatpumpcentre.org.

 

Рынок в Германии: снова вверх                               HPC Newsletter, 2/2012

Диаграммы продаж: быстрый рост воздушных моделей, застой грунтовых

В 2011 году продажи тепловых насосов выросли до 11,8%. Этот рост был обусловлен повышением спроса на тепловые насосы воздух-вода, который поднялся до 21,6%. С другой стороны продажи грунтовых моделей тепловых насосов (соляной раствор-вода) остановились на росте только в 0,8%. Национальная ассоциация тепловых насосов (BWP) отметила затягивание принятия процедур по бурению как одну из основных причин в трудностях развития этого рынка.   Последние инциденты связанные с бурением  в федеральных землях Баден-Вюртемберг привели там к росту скептицизма, также как и в других землях. Инциденты стали причиной некоторых изменений в порядке выдачи разрешений в Баден-Вюртемберге: введение более высоких требований к квалификации работников буровых компаний, новых инструкций по  качеству и обеспечению контроля в процедурах по буровым и бетонным работам, и специальной страховки буровых работ, которую должен иметь владелец здания. В настоящее время аналогичных разработок в других федеральных землях нет, но некоторые власти в других землях уже рекомендовали к использованию некоторые из этих наработок, таких как страховка буровых работ.

Рыночный фокус: сегодня и завтра

Рынок тепловых насосов в основном сконцентрирован на частных одно- или двусемейных домах.  80-90% продаж тепловых насосов приходится именно на такие здания. Политика энергосбережения,  основывающаяся на Постановлении о энергосбережении (Energieeinsparverordnung - EnEV) и государственной реализации EPBD, привела к постоянно снижающемуся уровню энергопотребления новых зданий. Это означает, что требуется увеличение количества тепловых насосов с тепловой мощностью менее 6 кВт.  Понятно, что производители начинают выпускать маломощные модели чтобы удовлетворить спрос на них. В то же время рост энергоэффективности зданий порождает спрос на кондиционирование. Возможность обогрева и охлаждения от одной и той же установки дает тепловым насосам преимущество перед другими отопительными системами. Немецкая теплонасосная промышленность тоже пытается завоевывать новые рынки,  что означает, что доля рынка мощных тепловых насосов  также будет расти. В 2011 году только 0,7% установленных тепловых насосов имели тепловую мощность более 50 кВт.  Но, несмотря на общее отсутствие роста рынка грунтовых тепловых насосов,  продажи грунтовых моделей большой мощности выросли на 12,9%. В части касающейся источников тепла, важность геотермальной энергии, как самого традиционного в Германии источника тепла для тепловых насосов, уменьшается. В 2010 году впервые было продано воздушных тепловых насосов больше чем грунтовых и водяных (вода-вода). Возросшее внимание было обращено на энергоэффективность и использование отходящего тепла, особенно в промышленном секторе.

Логотип Центра тепловых насосов

Рынок тепловых насосов Германии характеризуется острой конкуренцией и проницательными потребителями, ищущими продукцию, которая была бы одновременно эффективной и экономичной.  После двух лет борьбы за укрепление положения объем продаж снова начал расти, в особенности из-за возросшей популярности тепловых насосов воздух-вода.  Последние инциденты связанные с бурением привели к более высоким требованиям процедуры проверки и обеспечения качества в федеральных землях Баден-Вюртемберг* - что может послужить примером для других земель в составе ФРГ. Сегодня рынок тепловых насосов в Германии развивается и проявляет тенденцию к росту.

*речь идет о повреждении домов после проведенного бурения под геотермальные зонды для тепловых насосов в конце июля 2011 года в Леонберге, недалеко от Штутгарта, и необходимости учета риска, обусловленного геологическими условиями (прим. GeoWatt)

Схемы поддержки

Основная программа поддержки отопительных систем на возобновляемых источниках энергии Marktanreizprogramm (MAP), которая включает в себя тепловые насосы с 2008 года,  предоставляет гранты для субсидирования капиталовложений.  Воздушные тепловые насосы до 20 кВт получают 9000 евро, в то время как мощные модели получают право на субсидии в 1200 евро.  Грунтовые тепловые насосы дотируются до 10 кВт - 2400 евро;  от 10 до 20 кВт - 2400 евро + 120 евро за каждый кВт; от 20 до 100 кВт - 2400 евро + 100 евро за каждый кВт. Производительность также стала оцениваемым фактором: воздушные тепловые насосы должны иметь сезонный коэффициент производительности (SPF) не менее 3,5, в то время как грунтовые модели должны иметь SPF не менее 3,8. Этот коэффициент рассчитывается в соответствии с требованиями VDI 4650. С 2010 года коэффициент производительности (COP) тепловых насосов должен замеряться независимым тестовым центром.  С января 2012 года тепловые насосы должны соответствовать минимальным требованиям Ecolabel или EHPA Quality Label V 1,4, которые устанавливают СОР:

· для моделей воздух-вода: 3,1

· для моделей вода-вода: 5,1

· для моделей соляной раствор-вода: 4,3.

 

Более высокие субсидии предусмотрены для систем, комбинирующих использование тепловых насосов с гелиоустановками и дополнительными вложениями в энергоэффективность.

EEWarmeG требует от строителей домов использование возобновляемых источников тепла для покрытия по крайней мере 50% спроса, из которых не менее 15% должны быть на солнечной энергии. В дополнение к этому требованию  тепловые насосы должны иметь минимальный сезонный коэффициент SPF между 3,3 и 4,0, рассчитанный согласно VDI 4650.  В качестве альтернативы строители могут инвестировать в энергоэффективность. Похожие местные законодательные акты вступили в силу в Баден-Вюртемберге, в которых также

требуется, чтобы отопительные системы на возобновляемых источниках энергии были включены в существующий список стройматериалов для домов, где меняются системы отопления. В других федеральных землях планируется принятие аналогичных законов.

EnEV— это результат выполнения Германией требований Европейской строительной директивы (Europian Building Directive - EPBD), которая регулирует максимально допустимые значения потребления энергии в новых зданиях (включая потери от отопительных систем и тепловые нагрузки). Требуемые значения могут быть достигнуты посредством соответствующей теплоизоляции или применением экологически чистых технологий, таких как тепловые насосы. Регулирование началось в 2001 году и с тех пор несколько раз вносились поправки.

Инфраструктура промышленности

Немецкая теплонасосная ассоциация (BWP) - отраслевая организация расположенная в Берлине,  продвигающая использование эффективных тепловых насосов и покрывающая всю цепь продукции.  Ее членами являются примерно 700 квалифицированных специалистов, архитекторов и дизайнеров, а также буровые компании, производители тепловых насосов и комплектующих и поставщики энергии. Ассоциация организовала маркетинговую компанию “Zeichen setzen - Wärme pumpen” и проводит Форум по тепловым насосам “Forum Wärmepumpe”— ежегодная конференция по рынку тепловых насосов в Германии.  Ассоциация является членом Германской федерации возобновляемых источников энергии (Bundesverband Erneuerbare Energie e.V. - BEE), членами которой также являются еще примерно 5000 человек от теплонасосного сектора промышленности с товарооборотом  свыше 1,5 миллиарда евро. BWP представляет 95% теплонасосной промышленности Германии.

 

Gregor Dilger

Bundesverband Wärmpumpe, Germany

Бренды

Тепловые насосы в Германии распространяются следующими брендами: Airwell, Alpha InnoTec, August Brötje, Bartl, Buderus, Carrier, Cofely, DAIKIN, ELCO, ENERTECH, Fujitsu General, Glen Dimplex, Hautec, Heliotherm, Hoval, IDM, Immosolar, ITEC, IWS, Junkers, LG, Max Weishaupt, MHG, Mitsubishi Electric, Neura, NIBE, Novelan, Oshcner, Panasonic, Rehau, Remko, Rotex, Roth, Smartheat, SANYO, Schüco, SOLVIS, Stiebel Eltron, Tecalor, TermoTechnika, TRANE, Vaillant, Viessmann, Voß, Waterkotte, Wolf.

Каналы дистрибуции

Различные каналы распределения используются компаниями на рынке Германии в зависимости от выбранной стратегии.  Общий подход это распространение через оптовиков  (и далее розничным продавцам и через тех уже к конечному потребителю) или через специализированные торговые сети.

Диаграмма продаж тепловых насосов в Германии в период с 2006 по 2011 год

Диаграмма продаж тепловых насосов в Германии в период с 2006 по 2011 год

Тепловые насосы в интеллектуальных системах и городах